Николай Чудотворец, бывший в 1-й половине IV в. н. э. архиепископом города Миры, расположенного в римской провинции Ликия (Малая Азия), почитается как восточным, так и западным христианством. День его памяти приходится на 6/19 декабря (Никола Зимний). Помимо того 9/22 мая (Никола Вешний) поминается перенесение мощей Святого из Мир Ликийских в город Бар (Италия).

     Издавна Николай Угодник особо почитается на русских землях. Уже в древнем Киеве, тогда еще языческом, ему была посвящена церковь, возведенная над могилой киевского князя-христианина Аскольда. Лик Николая иногда можно видеть на иконах «Всех святых, во земле Российской просиявших», хотя жил он и творил чудеса, спасая ими людей, далеко от пределов будущей России.

     Особое место отведено Святителю в богослужебной практике Русской Православной Церкви. В литургическом круге седьмицы каждый четверг посвящен прославлению святого Николая и апостолов. Свой «персональный» день поминовения в течение недели помимо Святителя имеет только Иоанн Креститель.

     Простыми русскими людьми Николай Угодник считался самым близким к Богу святым и самым главным заступником после Божьей Матери. В самых различных случаях своей жизни верующие обращались к нему с молитвой о помощи «во всяких бедах и несчастиях».

   Особым покровительством Святого пользовались дети, купцы, моряки, путешественники, а также невинно осужденные и пребывающие во узах. Именно Николай Чудотворец приносил послушным детям подарки под Новый год (даже немного раньше, на день Николы Зимнего). Множество путешествующих автомобилистов держат в салонах своих машин небольшие иконки Св. Николая.

  Русская иконописная традиция знает несколько типов икон, посвященных Никола Чудотворцу. Наиболее распространенный тип известен с XIII века. Угодник на нем изображен по пояс. Правой рукой он благословляет предстоящих перед иконой христиан, в левой руке держит закрытое Евангелие.

В более позднее время, в XVIII-XIX века, евангелие стали изображать раскрытым на страницах, где содержится начальные слова службы Святому.

     Второй тип представляют житийные иконы Николая Угодника. В среднике он изображен во весь рост, в клеймах показываются его деяния и чудеса при жизни, а также перенесение мощей Угодника.

Третий тип икон, оплечный, широкого распространения не получил.